...часть жизни... (abarinov) wrote,
...часть жизни...
abarinov

День Киева

О прообразах

Помните фильм "Москва слезам не верит" и роскошное здание на набережной Москвы-реки, где происходят события "оскаровской" ленты? Пилястры и колонны, башенки и фигурные карнизы, хрустальные люстры, мрамор и полированный гранит, роскошная лепнина, лифты и консьержи. Монументальные сооружения со шпилями, уходящими ввысь. Все это — послевоенная советская архитектура, которую еще называют "сталинской", а жилые дома того периода — "сталинками".

Здания тех лет оценивались как "прекрасные сооружения, которые при своих грандиозных размерах не вызывают у человека ощущения подавленности, а наоборот, вызывают чувство светлой радости, свободы". А попробовали бы вы сказать, что предшественником не только сталинских высоток в Москве, но некоторых зданий в Риге, Варшаве, Бухаресте, Киеве и других украинских послевоенных восстановленных после войны городах, является Муниципальное здание Манхэттена в Нью-Йорке! Конечно, говорить в ту пору о том, что заокеанское здание имеет огромное влияние на возникновение сталинской советской архитектуры, было запрещено; однако даже внешний вид говорит о многих общих чертах.

крещатик_3
Крещатик. 50-е годы прошлого столетия

"Сталинский торт"

Не нужно говорить, что послевоенный Киев, через который война прокатилась дважды (в 1941-м и 1943-м), представлял собой груду разрушенных зданий. В первую очередь это касалось центра города. Уже 24 сентября 1941 г., на шестой день оккупации столицы Украины немцами, начались радиоуправляемые взрывы; их осуществляли советские подпольшики во главе с Иваном Кудрей - земля горела под ногами оккупантов. Эйхгорн-штрассе - так назвали Крещатик немцы, пострадал более других.

После освобождения Киева от нацистов работы по разминированию еще советских зарядов и очистке завалов проводились одновременно с проектированием и возведением новых зданий. Активно велось проектирование главной нашей улицы. Авторы конкурсных проектов, естественно, придавали большое значение объекту на углу Крещатика и главной площади — нынешнего Майдана Незалежности. Тогдашний президент Академии архитектуры УССР Владимир Заболотный — автор уникального здания Верховного Совета, предложил замечательные варианты застройки.

Но победила, однако, другая концепция — и другие архитекторы. В рамках её и был разработан проект здания Главпочтамта, известного также как Дом связи, поскольку в нем были предусмотрены и помещения для Министерства связи УССР. Ведущим проектировщиком стал киевский архитектор Борис Приймак. В проектировании участвовали также В.Ладный, Г.Слуцкий, З.Хлебникова. Здание было достаточно помпезным, как и все строения на Крещатике; комплекс горожане немедленно окрестили — "Сталинский торт". Но споры после смерти вождя вокруг всех проектов с приходом новой власти прекратились: стали формироваться новые тенденции в архитектуре, был предписан отказ от излишней декоративности и режим строжайшей экономии. Пресса тут же выступила загонщиком в охоте на архитектурных зубров сталинского периода.

крещатик_2
Крещатик. Достройка довоенного здания ЦУМа.

Троллинг (правда, он по-другому тогда назывался) выглядел примерно так: "В Академии архитектуры СССР бытует "теория", согласно которой эстетическая сторона в зодчестве является определяющей, и потому дома, не удовлетворяющие эстетическим требованиям, относятся не к архитектуре, а к категории "простого строительства". Нет необходимости доказывать беспочвенность и нелепость этой "теории", — писали газеты. И далее: "Архитекторы, стремясь к тому, чтобы их произведения не были отнесены к "простому строительству", обращают все внимание на создание художественного образа".

Тут же последовало постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР 1955 г. об изменении тенденций в архитектуре. Так газета определила дальнейший путь советского зодчества в масштабах всех союзных республик. До сооружения в недрах местного КГБ "Дела архитекторов" (как в свое время "Дела врачей"), правда, не дошло. Все же наступала "оттепель"…

В погоне за удешевлением

Любая симфония начинается с увертюры — как роман с предисловия… Еще в декабре 1954 г. на Всесоюзном совещании строителей Никита Хрущёв дал анализ существа недостатков в области архитектуры: "В нашем строительстве нередко наблюдается расточительство средств, и в этом большая вина многих архитекторов, которые допускают излишества в отделке зданий, строящихся по индивидуальным проектам. Такие архитекторы стали камнем преткновения на пути индустриализации строительства".

"Некоторые архитекторы, — возмущался Н.Хрущев, — увлекаются устройством на зданиях шпилей, и поэтому эти здания становятся похожими на церкви. Вам нравится силуэт церкви? Я не хочу спорить о вкусах, но для жилых домов такой облик зданий не нужен. Нельзя современный жилой дом превращать архитектурным оформлением в подобие церкви или музея". Сравнение с церковью в то время было абсолютно беспроигрышным аргументом.

"Стремление к украшательству — признак слабости архитектора" — тупая формула, выбросившая из отрасли многих замечательных зодчих. Художественный образ в архитектуре признан анахронизмом, т.е. вещью никчемной и ненужной. Во главу угла поставлены вопросы снижения стоимости строительства или удешевления. "Проще, скромнее, доступнее" становится обязательным условием каждого проекта. Попросту говоря, помпезность убрать — как в случае с киевской гостиницей "Москва" (теперь "Украина". — А.А.), которая так и не дождалась не только характерного для "сталинских" высоток шпиля, но и всего остального; арки — в сторону, мрамор заменили гранитом, гранит — бетоном, а тупая плоская крыша окончательно обезобразила центр столицы.

Последствия "вламывания" политиков в проектную документацию даже мало смыслящий в вопросах строительства человек сегодня может предугадать. Это не просто воровство и злоупотребления на стройке — это катастрофа, которая может произойти в любой момент, потому что проектировщик все рассчитал — и красоту, и геодезию — вспомним упомянутую мной гостиницу и склон горы, обращенный к Крещатому Яру, будущие физические нагрузки с учетом местоположения, степени износа и старения материалов, фундаменты. Однако его труд заменен некоей сиюминутной политической целесообразностью и экономией.

крещатик_7
Крещатик в 60-е годы

Киевский Почтамт, например, был облицован красивой светлой бежевой плиткой. Кстати, плитка на всех "сталинских" зданиях Крещатика не простая: одна из ее особенностей — Г-образная форма. То есть "сапожок" плитки утопает в кладке кирпича, и таким образом создается дополнительная жесткость конструкции. Если бы плитка укладывалась на высохшую кладку, она бы не падала вниз в 1970—1980 гг., унося человеческие жизни. В нашем случае просушки не дожидались; принцип того времени — к годовщине Октября или к открытию съезда партии — до сих пор зловеще напоминает о себе… Вот почему Почтамт уже полвека опоясан горизонтальными решетками, защищающими прохожих от падающих на них плиток.

Вместе с тем со стороны здание и все прилегающие его части к Крещатику, несмотря на "некоторые недоработки", оказалось настолько убедительным и эффектным, что изображения этого места сразу же были растиражированы на фотоснимках, в открытках, на почтовых марках...

Возведение Дома связи длилось с 1952-го по 1957-й. И кто-то настоял на громоздкой пристройке к Почтамту, хотя первоначально ее не было. Понравилось! Подобные Почтамту двухъярусные решения порталов в те же годы применили и в других строениях на Крещатике — по обе стороны метро "Крещатик", на Красноармейской, 48 и т.д.

Катастрофа

О том, как 2 августа 1989 г. в 16.20, начиная с левого пилона, заваливался портик Почтамта весом более 700 тонн, оборвав 11 жизней, уже многое написано. Много переговорено и о возможных причинах обрушения: кто-то кивает на смещение почвы из-за подземного комплекса под площадью, кто-то указывает на непродуманные ремонтные работы с отбиванием облицовочных плиток, продолжавших падать со стен на тротуар. Были даже в ходу байки о "диверсии" пленных немцев, якобы сознательно построивших портал Дома связи непрочным (откуда были в Киеве пленные немцы в середине 1950-х?)

крещатик_5
Главпочтамт. 2 августа 1989 года

Говорят очевидцы и те, кому рассказывали о произошедшем (орфография сохранена. — А.А.):

"…видел все своими глазами. В тот момент был около входа в метро на другой стороне Крещатика, напротив электронных часов ...портик рушился в какой-то зловещей тишине. Кладка, тихо потрескивая, очень медленно поползла вниз, как будто потекла. А грохот послышался через несколько секунд".

"…Моя мама тоді була вагітна мною та якимось дивом не потрапила на пошту — поїхала в магазин, а повернулась, а там уже руїни. І була ще одна фотка завалу в Вечірці, здається зі швидкою. Може в мене десь зберіглась... Але, так чи інакше, я до сих пір цьому порталу не довіряю і сварюся на дружину, коли вона там мене чекає...".

"У 60-ті роки під час боротьби з архітектурними надмірностями у тогочасних кіножурналах портал Поштамту показували як зразок марнотратства, мовляв, на гроші витрачені на спорудження цього порталу стачило б на будівництво десятка нових квартир.

Також, якщо не помиляюсь, було у 90-ті й таке, що збоку карниз поштамту теж осипався і зруйнував кілька телефонних будок, тоді й сітку поставили".

"…Я слышала такую версию причин обвала. Сразу оговорюсь: документально мною не проверена, услышана независимо от нескольких разных старожилов, так что, возможно, не соответствует действительности.

После печально известного взрыва и пожара на Крещатике от старых домов остались одни фундаменты. Поскольку расчищать почву под новые постройки было дорого и технически сложно, приняли решение дома на нечетной стороне Крещатика строить на старых фундаментах (вроде на четной стороне их просто засыпали землей, а уже после этого закладывали новые фундаменты и застраивали улицу полностью с нуля; из-за этого сейчас четная и нечетная сторона находятся на разных уровнях). Главпочтамт же попал на стык двух фундаментов: основная постройка находилась на одном, а портик стоял на другом. Из-за этого, под весом конструкций и из-за особенностей почвы и произошел обвал...".

Почтамт на песке

Вопреки слухам о "немецком следе", комиссия Госстроя СССР (которая работала, кстати, под руководством будущего Президента РФ Бориса Ельцина, бывшего тогда зампредом Госстроя) и бригада Прокуратуры УССР (руководитель — зампрокурора УССР Михаил Потебенько) провела испытания остатков разрушившейся колонны портика на предмет установления причин катастрофы. Фрагмент уцелевшей колонны забрали в Москву, чтобы проверить ее прочность под сверхмощным давлением в центре космических исследований. Результат был шокирующим: когда довели давление на фрагмент колонны до уровня, который воздействовал на материал в момент ее обвала, колонна послушно расслоилась. Перед взором экспертов оказалась сердцевина, представлявшая собой жалкое зрелище: лежащие как попало кирпичи, которые скреплял… песок. В составе раствора практически не было цемента. "Его можно было растирать пальцами", — вспоминает очевидец и участник эксперимента.

Скорее всего, те, кто в середине 1950-х строил фасад Главпочтамта, активно экономили, прикрываясь упомянутым постановлением.

А проще говоря, воровали дефицитные тогда стройматериалы.

Революционный держите шаг…

Сколько людей — столько и мнений…

В 1994 г. уже в независимой Украине был восстановлен парадный вход в Главпочтамт. Новый портик покоится на крепкой конструкции из 96 свай, которые на глубине 48 м упираются в бетонную подушку, а под ней, в свою очередь, еще 98 свай. Однако все окружающее этот монумент подобной крепостью похвастать не может: по причине хлипкого состояния всего здания Почтамта, усилившегося в связи с вырытым (с согласия киевской власти) котлованом под подземные магазины и прочие заведения.

Это уже потом взволнованное руководство города даже вынуждено было сначала изменить правила проведения военных парадов, традиционно проходивших на Крещатике — воинские формирования во время торжественных маршей шагают с частотой 2 Гц, равной частоте собственного колебания здания; а вот когда звучит команда — "Батальон!", колебательные тактовые движения подходящей к трибуне "коробочки" воинов способны сдвинуть с места египетские пирамиды, не то что какой-то Почтамт! В результате возникающего разрушительного резонанса штукатурка уже сыпется на головы посетителей модных бутиков под землей.

Что же делать? "Сразу после катастрофы, перед парадом в ноябре 1989 г., на годовщину Октябрьской революции, войскам была дана команда: чеканить шаг только тогда, когда пройдут здание Почтамта. На всякий случай!", — посерьезнел в разговоре со мной ветеран киевской дирекции Укрпочты Михаил Ильич.

* * *


Демонстрация трудящихся г. Киева 1 мая 1986 года.

Но все равно мы должны быть благодарны архитекторам тех лет за возведение в центре Украины одной из красивейших улиц мира, каштановая дуга которой будоражит сердца киевлян и гостей города уже не одно десятилетие.

©Александр Абаринов, Киев

Tags: Киев, Крещатик
Subscribe

  • Май 1954

    Американец оставил нам фотосвидетельство своего времени - улица Красноармейская (Велыка Василькивська), возле магазина "Украинский…

  • Хрущёв

    Круглая дата – сегодня исполнилось 125 лет со дня рождения Никиты Сергеевича Хрущёва, противоречивой до странности, но тем и привлекательной…

  • Блокада

    Так выглядит российское Посольство сегодня. Боятся голосов нескольких десятков состоящих на консульском учёте российских граждан-избирателей? Без…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments